Назовите понятие собственности.

2. Какие организационно-правовые формы учреждений вы знаете?

Что такое объекты права собственности и чем они отличаются от собственности?

4. Перечислите основные изменения в законодательстве в отношении собственности образовательных учреждений?

Какие формы собственности существуют в Российской Федерации?

6. Назовите образовательные учреждения, которые относятся к государственной, региональной и муниципальной собственности.

7. Приведите различия между частным и автономным учреждением; между автономным учреждением и бюджетным учреждением.

Тема 3. Система образования.

1. Система образования РФ.

Образовательные программы и стандарты.

3. Типы и виды образовательных учреждений.

4. Структура образовательных организаций.

1.Система образования РФ.

Согласно Закона «Об образовании» система образования представляет собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования.[17]

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).

Система образования создает условия для непрерывного образования, предлагает большое разнообразие для выбора основных образовательных программ, дополнительных образовательных программ, предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ. Кроме того, система образования предполагает учет имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.



Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

Устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования следующие:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

2.Образовательные программы и стандарты.

Как следует из определения, важное значение придается образовательным программам, которые отражают содержание образования соответствующего уровня и направленности. Основные образовательные программы (ООП) соответствуют государственным образовательным стандартам (ГОС), а имеющиеся дополнительные предусматривают образовательные услуги на платной основе.

В Российской Федерации к основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;



б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения

квалификации, программы профессиональной переподготовки.[18]

Структура основных образовательных программ, условия их реализации и результаты освоения закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Кроме того, в них устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что например Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. В связи с тем, что для них установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет».

В целом ФГОС определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, нормы учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Наличие госстандартов определяет развитие отрасли образования.

Образовательные учреждения организуют образовательный процесс, реализуя одну или несколько образовательных программ. Именно они являются первичным структурным звеном отрасли образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

3.Типы и виды образовательных учреждений.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» образовательной организацией называется некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Совокупность разнообразных форм, типов и видов образовательных организаций, взаимосвязанных между собой осуществляют учебно-воспитательную деятельность на основе соответствующих образовательных программ и стандартов. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения в зависимости от того, кем они созданы, могут быть государственными, муниципальными или частными.

Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных организаций:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Законом также определены образовательные организации, которые вправе осуществлять образовательную деятельность, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Наименование любой из перечисленных образовательных организаций должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Кроме того, ФЗ «Об образовании» устанавливаются определенные категории образовательных организаций высшего образования. Так, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет являются ведущими классическими университетами Российской Федерации. Другим учреждениям Правительство Российской Федерации может установить категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».

Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, образование имеет свою собственную структуру, с множеством взаимосвязанных элементов, которые между собой образуют систему образования. Образование – это отрасль общественного производства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов деятельности. Это система образовательных учреждений, осуществляющих образовательную и воспитательную функции, направленные на подготовку квалифицированных кадров.

Вопросы для самоконтроля:

1.Раскройте сущность системы образования.

2. Составьте схему системы образования в РФ.

3.Что значит общеобразовательные программы (ООП) и государственные образовательные стандарты (ГОС)?

4. Расскажите о формах и типах образовательных учреждений в РФ.

5. В чем заключается экономическая функция образования?

6.Сделайте подборку статистического материала, характеризующего экономические отношения в системе образования РФ. Объясните выявленные закономерности, выводы оформите в тетради.

Тема 4.Система управления образовательным учреждением.

1. Структура и функции управления образованием.

2. Модели управления образованием.

3. Основные направления совершенствования управления образованием на современном этапе.

1. Структура и функции управления образованием.

Как известно, система образования включает не только ООП и ГОСы различного уровня и направленности, совокупность реализующих их образовательных учреждений, но и органов управления образованием. Необходимо выяснить организацию управления в сфере образования, ее структуру и функции, федеральные и региональные органы управления образованием. Также важно выявить особенности, проблемы и дальнейшие пути совершенствования этого управления.

Управление и экономика неразрывны и возникли почти одновременно, поскольку человек трудится в коллективе, а совместный труд не может обойтись без управления, т.е. согласованных действий участников трудового процесса. Управленческие отношения проявляются в любой экономической системе и относятся к главной проблеме любой экономики (натуральному хозяйству, рыночной или плановой), отраженной в основных вопросах экономики:

- Что производить?

- Как, каким образом производить?

- для кого производить?

Каждый из этих вопросов можно отнести к сфере управленческой деятельности. Управление заключается в использовании законов экономики в экономической деятельности, в т.ч. в сфере образования, а смена управленческих подходов к появлению новых моделей, которые отражают закрепление более совершенных производственных отношений.

Управление и менеджмент могут определяться как вид деятельности, наука и искусство, процесс, орган или аппарат управления и наконец – категория людей. Понятие данных синонимов (при определенных допущениях) сводится к умению добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Таким образом, управление, являясь функцией собственности, с развитием общества становится все более многофункциональным.

Ныне, с ростом значения информации в общественном производстве и интеллектуальной собственности будут расти и формы общественной (коллективной) собственности, а связь их с управлением отражает новый подход в теории управления – менеджмент человеческих ресурсов. Его суть заключается в том, к человеку на производстве относятся не как к источнику издержек, а как к источнику повышения эффективности. Разные формы и размеры собственности в различных сферах деятельности реализуются в самых разнообразных по структуре и масштабу организационных системах, обусловливая общие и специальные черты в управлении.

Управление выполняется субъектом – лицом или группой лиц. В свою очередь объектом управления выступают конкретные люди или организация, суть деятельности которых направлена на достижения целей их управленческой деятельности.

Управление должно решать следующие задачи:

1. Оценка состояния объекта управления;

2. Планирование, рассматриваемое как определенные пути более эффективного достижения целей;

3. Организация – создание условий для выполнения планируемых рубежей;

4. Мотивация – формирование побудительных мотивов для людей, выполняющих определенные задания;

5. Контроль результатов.

Общая цель, стоящая перед объектом управления, формируется в сфере образования внешней средой – государством, работодателями или иными субъектами, чьи экономические интересы проявляются в этой сфере. Такой целью, как правило является достижение какого-либо нового состояния системы. Поэтому в соответствии с задачами, решаемыми управлением необходимо осуществить оценку нынешнего состояния объекта управления относительно необходимого, затем спланировать необходимые мероприятия и организовать их выполнение. Необходимо мотивировать людей на реализацию этих мероприятий, контролировать получаемые результаты и затем сопоставлять уже достигнутое состояние системы с планируемым.

Основной целью функционирования системы образования является достижение ее такого состояния, при котором качественное образование становится доступным всем желающим членам общества.

Структура управления образованием в РФ сформирована по линейно-функциональной схеме и имеет следующие черты:

· Наличие нескольких уровней управления;

· Административная подчиненность нижестоящего уровня вышестоящему при определенной самостоятельности нижестоящего;

· Наличие возможности управления только теми организациями, которые находятся в непосредственном подчинении.

Общая структура управления представлена на рис. 1.[19]


Административное ведение

Функциональное управление

Как показывает анализ, изменения в органах управления образованием, происходят достаточно регулярно при воспроизводстве все той же линейно-функциональной структуры. Но эти изменения качественно не изменяют, к сожалению, систему образования. Системные изменения, как правило, не анализируются и не прогнозируются. Конечно результаты никто не знает, поскольку не ясно к чему приведут преобразования.

После изменений в структуре органов государственной власти и управления России в 2004 г. федеральный уровень управления образованием представляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Оно является центральным органом управления образованием в России и находящиеся в его ведении государственные органы управления:

1.Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

2.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

3.Федеральное агентство по науке;

4.Федеральное агентство по образованию.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ)
Ныне структуру управления образованием можно представить следующим образом:


Административное ведение

Функциональное управление

Рис. 2. Структура управления образованием.[20]

Для образовательных учреждений федерального ведения имеет место трехзвенная структура управления: Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию Образовательные учреждения. В этой структуре агентство играет промежуточную роль.

Для учебных заведений муниципального уровня выстроена четырехзвенная структура управления: Минобрнауки РФ региональные органы управления образованием муниципальные органы управления

образовательное учреждения. Основная масса учебных заведений сосредоточена именно на муниципальном уровне.

В результате реформирования структура управления образованием и роль органов управления образованием субъектов РФ усиливается. В их ведении передаются расположенные на их территории образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, ранее находившиеся в ведении федерального уровня. Таким образом, современная структура управления образования предъявляет высокие требования к взаимодействию между уровнями и субъектами управления.

Для характеристики различных видов управленческой деятельности используется термин «функции управления». Федеральный уровень управления образованием выполняет следующие обобщенные функции:

1) Разработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования;

2) Определение общих условий функционирования системы образования и образовательных учреждений;

3) Управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере образования;

4) Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

5) Осуществление специфических функций: организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников; лицензирование образовательных учреждений по программам высшего и послевузовского профессионального образования; установление и присвоение государственных наград и почетных званий в области образования и т.д.

Региональные органы управления образованием выполняют схожие с функциями федерального уровня, но их реализация ограничивается территорией субъекта федерации. Это пресечение функций объясняется тем, что образование является сферой совместного ведения. Однако сущность функций четко разграничивается соответствующими компетенциями. Можно выделить следующие функции муниципальных органов управления образованием:

1) Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

2) Организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;

3) Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и пр.

Основным звеном сферы образования является образовательная организация. Именно она осуществляет многочисленные функции конкретной реализации закона «Об образовании», а именно:

· Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в пределах собственных финансовых средств;

· Привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств в соответствии с уставом образовательного учреждения;

· Подбор, прием на работу кадров, ответственность за уровень их квалификации;

· Установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

· Самостоятельное формирование контингента обучающихся и др.

В то же время в соответствии с законодательством РФ образовательные организации несут ответственность за невыполнение или нарушение функций, отнесенных к его компетенции.

Итак, управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:

· общее собрание (конференция) работников образовательной организации;

· педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Согласно закона «Об образовании» управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

В целом система управлением образованием в Российской Федерации должна осуществляться на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения, системности управления образованием и носить государственно-общественный характер.[21]

2. Модели управления образованием.

Поскольку образовательный процесс нуждается в управлении, оно может быть построено по различным моделям. В этом плане интересен опыт США, где в 1960-1990–е гг. XX в., применялись различные модели управления образования. К ним относятся:

1) система планирования, программирования и бюджетирования (1960–1970-е гг.);

2) управление по целям (1975–1980-е гг.);

3) бюджетирование на нулевой основе (1970-е гг.);

4) стратегическое планирование (1980-е гг.);

5) измерение эффективности бенчмаркинг (конец 1970-х гг.);

6) высшее образование как товар (1990-е гг.);

7) всеобщее управление качеством (1980-е гг. - настоящее время);

8) реинжиниринг бизнес-процессов (1990-е гг.).

9) Рассмотрим эти модели подробнее.

Система планирования, программирования и бюджетирования (СППБ) – направлена на определение долгосрочных целей, разработку различных вариантов их достижения, оценку затрат и результатов. Необходимым элементом СППБ является составление финансового плана. Основная проблема данной модели управления – зачастую неоправданная трудоемкость и затратность подготовки.

В нашей стране это направление получило развитие в рамках разработки прогнозов социально-экономического развития (середина 1990-х гг.). Однако разработка и выбор наиболее предпочтительного варианта прогноза становился, в общем, бесполезным, поскольку выбранный вариант не мог быть реализован из-за недостатка ресурсов, а удовлетворяющий ресурсным ограничениям вариант не подходил по другим критериям. В настоящее время этот подход является необходимым элементом обоснования программных решений по тем или иным проблемам.

Управление по целям (УПЦ) – подразумевает контроль результатов деятельности объекта управления. Основываясь на конечных задачах, менеджеры формируют промежуточные цели для своих подчиненных. Они в свою очередь формируют цели для нижестоящих. Условием применения УПЦ является измеримость результатов.

На практике более типичное для УПЦ – достижение краткосрочных целей. Она является той моделью управления, которая реализуется в настоящее время в системе образования и характеризуется ростом нагрузки на управление для достижения поставленных целей.

Бюджетирование на нулевой основе (БНО) – основывается на денежной оценке каждого выполняемого действия, жестком обосновании необходимости расходования средств на его выполнение и размеров этих расходов. Систематически осуществляется анализ затрат и результатов. Эффективным вариантам выделяется больше ресурсов. В РФ эта модель применима в ВУЗах (и применяется).

Стратегическое планирование – это частный случай управления по целям, предполагает выбор путей, средств, способов достижения цели. Основанием для выделения стратегического планирования как отдельного направления построения системы управления можно считать постановку отдаленных целей, достижение которых обусловлено влиянием большего числа внешних факторов, отличающихся большой неопределенностью. К ним можно отнести состояние внешней среды, перспективы ресурсного обеспечения, отдаленные перспективы изменения спроса и др.

Бенчмаркинг как модель построения управления предполагает изучение чужой практики с целью сопоставить с ней свою. Это сопоставление, по мнению авторов подхода, позволяет сделать вывод об эффективности сравниваемой деятельности по отношению к аналогичной деятельности в других организациях. Основная проблема этой модели управления – оценка эффективности функционирования организации.

Товаризация образования, как процесс производства и потребления платных образовательных услуг предполагает, что образовательное учреждение вводит систему показателей деятельности: эффективность определяется отношением прибыли к затратам, устанавливаются критерии эффективности структурных подразделений в виде вклада в формирование прибыли. В качестве недостатка данной модели следует отметить то, что к содержанию образовательного процесса уделяется меньшее внимание. Однако, в мировой практике имеют место примеры функционирования университетов в статусе коммерческих корпораций (США), в царской России функционировали на коммерческой основе промышленные училища.

Всеобщее управление качеством (ВУК) предполагает измерение качества образовательного процесса и на основе полученной информации принимается решение по его управлению. Оценка качества предполагает наличие в каждом учебном заведении целой системы соответствующих показателей. Эта модель широко применима в современной системе образования РФ.

Реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) предполагает регулярное перепроектирование организации процессов функционирования объекта управления на предмет изыскания варианта, в наибольшей степени адекватного внешним и внутренним условиям деятельности организации на данный момент времени. Это означает, что необходимо разрабатывать программу перевода образовательного процесса в новое состояние. Недостатки модели:

- длительное и дорогостоящее мероприятие (составление и реализация новых бизнес-процессов);

- носит ограничительный характер, т.к. эффект от РБП может иметь место только в длительной перспективе.

Таким образом, анализ рассматриваемых моделей управления дает основание для следующих выводов:

модели основаны на определении цели совершенствования управления – стратегической, оперативной, краткосрочной;

1. предполагают разработку вариантов достижения цели и определение наиболее оптимальной;

2. имеет место разработка и реализация программ (конкретных мероприятий).

3.Основные направления совершенствования управления образованием на современном этапе.

В настоящее время в РФ осуществляется модернизация-реформирование системы образования. С 1 сентября 2013 года вступает в силу федеральный закон «Об образовании», призванный осуществить дальнейшее совершенствование отношений в сфере образования. Современное состояние российского образования до сих пор сохраняет достаточно серьезные проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.

За последние 10 лет численность школьников сократилась примерно на 40 процентов, что оказало и продолжает оказывать влияние на контингент обучающихся.

В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы образования. Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году может составить около 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 процентов по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллиона человек).[22]

Происходит снижение численности контингента учителей и преподавателей, при этом в профессиональном образовании прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20 - 30 процентов. В системе образования сохраняется большое число преподавателей пенсионного возраста.

Актуальным, особенно в дошкольном образовании, остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.

Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качества общего и дополнительного образования.

Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В России не сформирована система целенаправленной работы с одар<


nazvanie-razdela-obshaya-trudoemkost.html
nazvanie-razdela-soderzhaniya-uravneniya-obekt-ocenivaniya-reshenie-prostejshih-uravnenij.html
    PR.RU™